Как защитить себя от неприятных ситуаций связанных с повреждением груза при международных перевозках?
Все мы знаем, что примерно 10% всех грузов подвергаются утрате или повреждению при перевозках на дальние расстояния. Причины тому могут быть разные, например: состояние некоторых участков наших дорог, несоответствующая международным стандартам упаковка грузов, халатность водителей, не соблюдение требований перевозки грузов (MSDS) и т. д.
Как показывает практика, международные транспортные компании, а также страховые компании успешно пользуются лазейками в действующем законодательстве, чтобы снять с себя 100% ответственность за поврежденный груз при международных перевозках. Так, например, п. 3 ст. 23 КДПГ «размер возмещения не может превышать 8,33 расчетных единиц за кг. недостающего веса брутто» дает им такую возможность. Они успешно пользуются этим пунктом статьи, чтобы сократить свои статьи затрат. В результате чего, заказчик рискует понести серьёзные убытки. Даже если вы понесли при перевозке ущерб, выраженный в нетто (такое бывает если упаковка осталась на месте, а груз вытек или высыпался из упаковки), транспортные компании ссылаются на указанный выше пункт, основываясь на позицию и расчеты страховых компаний.
Чтобы представить размер убытков, который может понести заказчик перевозки, рассмотрим реальный пример. Ниже представлена цитата из ответа транспортной компании на претензию:
Потерю (утрату) груза, возникшую при перевозке в размере 175608,42 руб. — не подтверждаем. В соответствии с п. 3 ст. 23 КДПГ «размер возмещения не может превышать 8,33 расчетных единиц за кг. недостающего веса брутто».
Расчет: 151,1 кг * 8,33 SDR = 1258,66 SDR (109 900,54 руб.)
1 SDR= 87.3153 руб. по курсу на 19.12.2014 г.
Примечание: в данном случае вес 151,1кг. является весом нетто, что подтверждается соответствующим актом.
Итак, мы легко можем с вами посчитать размер убытков, который понёс заказчик перевозки в результате действий транспортной и страховой компаний: 175608,42 руб.-109900,54 руб. = 65707,88 руб. Что составляет 37,42% от общей суммы убытков. Согласитесь, это достаточно высокий процент риска, и это при том, что груз является застрахованным.
Как вы, наверное, успели заметить, есть ещё одна величина в расчетах, от которой зависит процент риска и которая не является постоянной. Это SDR (Специальные права заимствования (СПЗ) или (СДР) — искусственное резервное и платёжное средство, эмитируемое Международным валютным фондом (МВФ)). Курс SDR устанавливается на каждый день. Фактически, заказчик также попадает в зависимость от стоимости валютной корзины на международном рынке.
Конечно же, в этой ситуации возникает ряд вопросов:
- Насколько транспортные компании правомочны ссылаться на Конвенцию о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (КДПГ), если отсутствует иностранный фактор (груз повреждён за границей, заказчиком является иностранное лицо, перевозчиком является иностранная транспортная компания) ?
- Почему различие веса нетто и веса брутто не является для транспортных и страховых компаний принципиальным?
- Как добросовестному заказчику защитить себя от 40%-х убытков при международных перевозках?
Первый и второй вопросы являются темой для обсуждения и споров для квалифицированных юристов не первый день. Мнения по этим вопросам не однозначны.
А вот на третий вопрос имеются некоторые рекомендации:
- Согласно п.6 ст.23, ст. 24, ст. 26 КДПГ заказчик (отправитель) может указать объявленную ценность груза в накладной, при условии уплаты установленной по обоюдному соглашению надбавки к провозной плате, стоимость груза, превышающую предел, указанный в пункте 3 статьи 23, и в таком случае заявленная сумма заменяет этот предел.
- Поддерживать с транспортной компанией деловые партнерские отношения. Возможно, транспортная компания согласиться совместить 40%-е убытки за счет скидок на будущие поставки.
- Либо обращаться в суд и доказывать свои права там. Но в этом случае, скорее всего, вы не получите ту часть компенсации убытков (60%), которую транспортная согласна будет вам оплатить, до вынесения решения суда. Высока вероятность того, что транспортная компания будет настаивать на проведении экспертизы упаковки груза и будет всячески доказывать свою невиновность. А в результате потеря ваших сил, времени и денег, при этом никакой гарантии 100% победы в суде.
Выбирайте мирные пути решения конфликтных ситуаций! Это сэкономит ваше время, силы, нервы, деньги и расширит круг ваших партнерских отношений.
Наталья Дзюба
Начальник отдела ВЭД
ТехноХимТрейд, ООО