Поиск компаний

Прирастать Арменией и Киргизией

01.10.2016 12:00:00
0
1130

С начала 2015 года Таможенный союз, в котором состояли Россия, Белоруссия и Казахстан превратился в Евразийский экономический союз и уже 2 января в уже экономическом союзе появился новый член – Армения. Пройдет еще буквально несколько месяцев и ЕАЭС пополнится пятым государством – Киргизией. Согласно декларируемым целям вступление каждой из стран в ЕАЭС должно способствовать росту экономики за счет синергетического эффекта, когда целое оценивается больше, чем просто сумма отдельных частей. Но задекларированные цели – это одно, а в реальности все оказалось несколько иначе, и страны – участницы ЕАЭС начали не только суммировать свои экономики, но и делиться с соседями собственными проблемами.

Чужое как своё

Уже абсолютно понятно, что вовлечение новых государств в единую экономическую систему автоматически увеличивает количество хозяйствующих субъектов в каждом из сегментов рынка, что приводит к повышению конкуренции. С одной стороны, классические законы экономики утверждают, что увеличение конкуренции должно повышать качество предоставляемых услуг и производимых товаров, а вот с другой стороны, те же классические законы замечают, что недостаточно честная и прозрачная конкуренция, наоборот, приводит к выдавливанию с рынка эффективных предприятий, не обладающих по тем или иным причинам связями или возможностями.

И именно такая система недостаточно прозрачной конкуренции складывается на данный момент и в ЕАЭС. Суть в том, что при полностью открытых внутренних границах, в каждой из стран ЕАЭС все ещё действуют свои нормы национального законодательства и свои разрешительные органы. Приведем классический пример: на территории ЕАЭС экспорт некоторых наименований продукции, например, кедрового ореха разрешен только при наличии лицензии соответствующего национального министерства. При этом деятельность национального министерства регулируется, естественно, национальными законами.

В результате мы имеем парадоксальную ситуацию, когда компания, зарегистрированная в Казахстане и действующая одновременно по нормам ЕАЭС и Казахстана получает в казахстанском министерстве лицензию на экспорт за пределы общей таможенной границы российского товара. При этом иногда бывает так, что товар и не вывозится физически из России в Казахстан, а потом, допустим, в Китай, а едет сразу из центра России за границу. Проблема же состоит в том, что получить аналогичную лицензию в российском министерстве ой как трудно.

Более того, по ряду наименований товаров уровень экспортной таможенной пошлины между странами – участницами ЕАЭС еще не выровнен, и получается, что российский товар вывозится за рубежи общей таможенной границы мало того, что по казахстанской лицензии, да ещё и без уплаты вывозных пошлин. Именно такая ситуация сложилась сейчас, например, с вывозом нефрита, качественного полудрагоценного камня, на которого постоянно имеется большой спрос в КНР. На специализированных сайтах, где общаются добытчики и торговцы нефритом, частенько встречаются объявления следующего содержания: «Помощь в поиске покупателя в Китае на нефрит. Лицензия на вывоз нефрита в Китай из Казахстана. 8701...».

Такая ситуация явно не добавляет оптимизма легальным российским экспортерам. При выдаче российской лицензии, во всяком случае тщательно проверяется происхождение товара, законность его добычи. Вывоз же нефрита под готовую лицензию через Китай явно не влечет за собой никакой проверки легальности происхождения камней.

Дыры в санкциях

Наличие общей таможенной территории и прозрачность внутренних границ в ЕАЭС привело еще к одному интересному эффекту: дырах как в санкциях, так и в антисанкциях. Любой более или менее разбирающийся в международной торговле человек уверенно скажет, что введение торговых ограничений в отношении одной из стран, входящих в таможенный союз – занятие абсолютно бесперспективное. А ведь помимо прозрачных внутренних границ создание ЕАЭС в ближайшем будущем предусматривается и свободное перемещение трудовой силы и капиталов, да и в общем-то отмена принципа «резидентности», согласно которому заниматься предпринимательской деятельности можно только после регистрации юридического лица согласно национального законодательства.

Но и даже без полноценного внутреннего общего рынка – таможенный союз свел практически на нет все усилия российского правительства по внедрению продуктовых «антисанкций». Ну в самом деле, как можно запретить ввоз, например, яблок из Польши в Россию, не запретив при этом их ввоз в Белоруссию и Казахстан? Конечно, чуть ли не ежедневно российские таможенники отважно рапортуют о задержании на границе европейских овощей и вкусных сыров, однако, как ни странно, в российских магазинах и на рынках подобной продукции меньше не становится. Все уже отсмеялись над анекдотами про «белорусских креветок», но это никакой не анекдот, а суровая правда жизни – наши соседи по таможенному союзу активно используют возможности, подаренные им российскими антисанкциями.

Бизнес отреагировал на введенные запреты мгновенно и с западной границы таможенного союза как будто в Казахстан потянулись вереницы фур, заполненных польскими яблоками и итальянской ветчиной. Правда по дороге из Бреста в Алматы фуры начинали делать незапланированные остановки в Смоленске, Москве, Самаре, Челябинске и в Омске, где щедро делились своим грузом с населением, жаждущим европейских деликатесов. И что самое интересное – даже в случае обнаружения такой фуры на российском рынке – все многочисленные российские контролирующие органы вообще не могут ничего поделать, кроме как «выдавить» эту фуру за пределы России на ту же казахстанскую территорию. Впрочем, никто не мешает этой фуре через неделю заехать обратно на российскую территорию через другой пункт пропуска.

Эта ситуация вызвала массу трений между официальными органами стран-участниц таможенного союза, но далее взаимных обвинений и громких заявлений дело не пошло.

Но стоит сказать, что единое экономическое пространство работает как на преодоление антисанкций, так и нивелирует собственно западные санкции. Ведь запреты на продажу отдельных категорий товаров (например, нефтегазового оборудования) введены только против России. Они никак не затронули станы-участницы ЕАЭС: Казахстан, Белоруссию, а теперь и Армению. Никто не запрещал и не будет запрещать компаниям из этих стран покупать на мировом рынке всё, что им вздумается. А где потом будет использоваться это оборудования – дело десятое.

Единое экономическое пространство прошло серьезную проверку на устойчивость и при «рублевой лихорадке», которая пришлась на конец прошлого года. Российская национальная валюта падала стремительным домкратом, при этом валюты Казахстана и Белоруссии так стремительно не обесценивались и всё это неизбежно вызвало перераспределение товарных потоков. Бизнес справился с появившимся вызовом и буквально за несколько дней выровнял спрос и предложение на всём пространстве таможенного союза.


Прорыв блокады

Четвертым участником экономического и таможенного союза стала Армения. Она присоединилась к ЕАЭС 2 января 2015 года. Уникальность вхождения Армении в ЕАЭС заключается в ее сложном географическом положении. Эта страна не имеет общей границы с уже существующим Таможенным союзом и является своеобразным анклавом. Для того, чтобы доставить товар из России в Армению и наоборот приходится пересекать территорию Грузию. Теперь для доставки товара по такому маршруту не нужно оформлять таможенные декларации на импорт или на экспорт, а достаточно оформить перемещение товаров под режимом таможенного транзита. При этом транзит можно оформлять как в таможенном органе, где находится место погрузки, например, на Урале, так и непосредственно в пункте пропуска, например, на границе в Грузией в поселке Верхний Ларс. Транзит нужен только для перемещения грузов наземным транспортом. При перевозке товаров самолетами никакого оформления транзита вообще не требуется: перевозка товаров из Москвы в Ереван выглядит точно так же, как и транспортировка из Екатеринбурга в Санкт-Петербург.

Естественно, такое упрощение должно значительно повысить товарооборот между «старыми» и «новым» участником Союза. Однако, вступление Армении в ЕАЭС вряд ли как-то изменит существующий общий баланс внешней торговли, опять же из-за того, что эта страна имеет незавидное географическое положение. Организации перевозки, например, турецких товаров через Армению и далее в Россию представляется делом не очень перспективным.

Каждому своё

При общности декларируемых целей – каждая из стран ЕАЭС преследует свои собственные цели. В реальности ЕАЭС состоит не из совсем равноценных экономик. Российская является самой большой и именно она определяет «экономическое здоровье» союза. Существуют вполне оправданные опасения, что рост экономик других стран, участвующих в ЕАЭС будет достигаться, как минимум за счет замедления роста российской экономики. Об этот уже прямо заявил известный российский политик Владимир Жириновский, который прямо сравнил только что созданный ЕАЭС с СССР, причем по уверению Владимира Вольфовича развиваться экономики Казахстана и Белоруссии, а тем более Армении и Киргизии будут именно за счет России. Особенно показателен пример Киргизии. Если у остальных стран – участниц ЕАЭС присутствует хоть какая-то собственная экономика, то в Киргизии экономика как явление практически отсутствует. Эксперты считают, что как минимум 5-10 лет экономика Киргизии может быть своеобразным «вампиром», вытягивающим соки из других экономик союза. Конечно, нынешнее руководство Киргизии настроено однозначно на интеграцию, но уже через два года в этой стране пройдут очередные выборы и никто не знает, какие мысли будут в голове у новой властной команды. Пример Украины, шарахавшейся несколько лет «из огня да в полымя», и в результате вообще угодившей в гражданскую войну говорит нам, что постсоветские страны не отличаются особой стабильностью. А учитывая собственный опыт Киргизии, пережившей за свою в общем-то недолгую историю несколько «цветных революций» заставляет относиться к новому соседу с особым вниманием.

Прирастать Арменией и КиргизиейА вот в географическом смысле Киргизия занимает более выгодное положение, чем та же Армения. Наличие общей границы с Китаем дает практически 100-процентную гарантию того, что Киргизия наряду с Казахстаном станет еще одной точкой входа китайских товаров на российский рынок. Несмотря на девальвацию рубля российские потребители продолжают оставаться лакомой целью для китайских производителей. И хорошо, если китайские товары будут просто оформляться на импорт в киргизской таможне. Существует и довольно реальная опасность выдачи китайских товаров за произведенные на территории Киргизии. Во всяком случае такие прецеденты уже были и при желании даже в Интернете можно найти товары с китайских рынков с уже готовыми этикетками «сделано в Киргизии».

Распечатать

Авторизуйтесь чтобы оставить комментарий