Поиск компаний
  • Главная
  •  / 
  • Новости
  •  / 
  • Тарифы на железнодорожную доставку посчитают по новому с 2020 года

Тарифы на железнодорожную доставку посчитают по новому с 2020 года

25.10.2016 09:00:00
0
226

Правительство России обсуждает новый проект железнодорожных тарифов — Прейскурант № 10—01, который, как предполагается, будет утвержден в 2020 году. По мысли представителей ОАО «РЖД», новый документ должен ликвидировать существующую дискриминацию: тарифы для некоторых грузов рассчитаны выше обоснованного экономически уровня с целью компенсировать потери железнодорожников от перевозок, которые осуществляются ниже себестоимости.

Нынешний Прейскурант — уложение ставок на железнодорожную доставку грузов, сборов и плат — был принят в 2003 году, когда из железнодорожного тарифа была выделена операторская составляющая. Ставка, которую платит грузоотправитель, делился на две части: ту, которая взимает ОАО «РЖД» за пользование инфраструктурой в виде рельсов, станций, локомотивов и пр., и ту, которая платится оператору, то есть компании, предоставившей вагоны (ею может быть в том числе и ОАО «РЖД» или ее дочерние структуры).

В Прейскуранте осталась и заложенная ранее классификация грузов — с первого по третий классы. Первый класс можно назвать социальным, он везется с убытками для ОАО «РЖД"; тарифы на второй класс близки к обоснованным с точки зрения рентабельности перевозок; ставки на третий класс завышены, грузовладельцы переплачивают железнодорожникам, которые таким образом компенсируют убытки из-за «первоклассников». Ситуация, при которой металлурги косвенно дотируют угольщиков, вызывает нарекания с самого своего появления: в структуре грузооборота РЖД тот же уголь занимает не меньше четверти, и размеры дотаций носят внушительный характер.

Новый вариант Прейскуранта обсуждается в аппарате Правительства РФ с участием Федеральном антимонопольной службы РФ (в нее вошла Федеральная служба по тарифам, которая утверждала ставки на перевозку железнодорожным транспортом), МЭР, Минтранса и ОАО «РЖД». 

По настоянию президента РЖД Олега Белозерова, в следующей версии Прейскуранта необходимо уйти от субсидирования перевозок низкодоходных грузов высокодоходными. «Социальный класс» не останется без помощи, но ее оказание стоит переложить на плечи государства — через налоговые послабления, льготный механизм кредитования, прямое дотирование или какие-то другие инструменты.

Некоторые участники рынка, в первую очередь те самые представители «социального класса», опасаются ликвидации спасительного для них механизма: сейчас он уже заложен и действует, а вот как будет (и будет ли вообще) помогать государство — большой вопрос. Они упирают на то, что у РЖД уже есть инструмент, который позволяет самостоятельно в определенных пределах варьировать ставки на доставку грузов железнодорожным транспортом, установленные государством, — так называемый тарифный коридор. Однако, как парируют сами железнодорожники, диапазон коридора ограничен, к тому же для его использования необходимо соблюдение многих условий. Одним словом, недостатки в структуре Прейскуранта он может компенсировать отчасти.

Новый Прейскурант № 10—01 предполагается принять лишь в 2020 году, а значит, индексация тарифов на его основе будет применена не ранее 2021-го. Очевидно, у участников рынка и чиновников есть достаточно времени, чтобы качественно обсчитать будущие железнодорожные тарифы.

Распечатать

Авторизуйтесь чтобы оставить комментарий