Автономные грузовики - эволюция технологией или фактор безработицы?
Мировое развитие технологий достигло и сферы автомобильных перевозок грузов. Компания Otto, объединившая бывших сотрудников компании Google, Tesla и Apple, задалась целью переоснащения парка большегрузных автомобилей системой автономного управления.
На сегодняшний день десятки автономных легковых «Google» машин совершают поездки в некоторых штатах Америки. Но с финансовой и юридической точки зрения идея автоматизации перевозок автомобильным транспортом для инженеров компании Otto выглядит интереснее. Ведь речь идет не о создании новых автомобилей, а об их реконструкции.
Сегодня уже можно наблюдать, как полуавтономные грузовики колесят по территории Австрии и Германии: по автомагистрали движется колонна из беспилотных грузовиков во главе с ведущим грузовиком, управляемым водителем.
В настоящее время для автомобильного перевоза грузов разработан «третий уровень автономности», когда потребность в водителе сведена к минимуму, лишь для редких ситуаций, где необходимо взять определенную ответственность. Можно провести аналогию с усовершенствованием системы круиз-контроля, где добавлена возможность поворота руля.
Россия также сформировала «рабочую группу» вокруг этого вопроса. Предположительно трасса С.Петербург – Новороссийск будет первой оборудована для беспилотных перевозок грузов автомобильным транспортом.
Глава постоянного представительства Международного союза автомобильного транспорта в Евразии Дмитрий Чельцов убежден, что помимо реконструкции автотранспортного средства понадобиться создание особого приложения, объединяющего автомобиль и инфраструктуру в одну систему. Генеральный директор «Камаза» Сергей Когогин утверждает, что государство совместно с его компанией готово вложить в разработку и внедрение автономных грузоперевозок 36 млрд. рублей. Российский грузовик-беспилотник должен быть создан с учетом возможной плохой видимости, нечеткой разметки и не оснащенной датчиками.
Первый подобный аппарат уже был сконструирован на заводе КамАз. Со слов Сергея Когогина, компания рассчитывает подойти к серийному производству грузовика уже к 2025 году. Основным рынком для автономных машин из Набережных Челнов станет Россия. Надо отметить высокие темпы развития самой компании, которая за 2016 год сумела увеличить долю присутствия на рынке грузовых автомобилей на 11%.
Достоинства самой системы автономных грузоперевозок всем очевидны: повышение безопасности дорожного движения, сокращение сроков доставки за счет 24-часового рабочего дня автомобиля. Помимо прочего, уменьшается риск ограбления во время временной стоянки грузовиков.
Однако есть ряд существенных вопросов, в числе которых высвобождение большого числа водителей, наличие нормативно-правовой базы. Не менее проблематичным остается вопрос автострахования перевозки грузов автомобильным транспортом. Если аварийная ситуация произойдет по вине автопилота, но на ком будет лежать ответственность?
Роботизация автотранспорта идет полным ходом и требует не только технической модернизация, но и социальной. Весомые бюджеты тратятся на совершенствование дорог и технические инновации в автопроме. Но выделяются ли средства на перепрофилирование водителей грузовиков? В данном случае время еще позволяет работникам автотранспорта сориентироваться в ситуации и принять необходимые меры.