Эпоха перемен требует от логистических операторов решительности двигаться дальше
28.09.2022 12:39:00
0
1911
Эпоха перемен требует от логистических операторов решительности двигаться дальше
В 2022 году экономические и политические перемены, вызванные нестабильной обстановкой на международной арене, способствовали началу преобразований в сфере логистики. Но, несмотря на кризисные явления, отвергать новые возможности логистические операторы не собираются, используя эту ситуацию для модернизации сферы и внедрения новых механик работы.
Поле проблем
После пандемии и связанного с ней спада спроса на доставку многие эксперты строили позитивные прогнозы дальнейшего роста отрасли. К тому моменту объем грузоперевозок вырос на 8,03 млрд тонн по сравнению с данными 2020 года, и предположения тогда казались правдивыми. Однако уже к апрелю 2021 аналитикам пришлось изменить свою точку зрения. Масштабные отраслевые тренды, набрав свою популярность к весне, стали для логистов настоящим вызовом и потребовали усилий для оптимизации и перестройки бизнес-процессов.
Развитие e-commerce, показатели по которому за последние четыре месяца 2022 года выросли на 50%, привели компании к необходимости ускорить цифровизацию услуг, а это означает найти ресурсы, вложить их в новые технологии, адаптировать сотрудников, а также постоянно модернизировать уже внедренные инструменты. Сегодня от качества IT-технологий зависит от 20 до 30% успеха службы доставки, а так называемая цифровая экспедиция растет с темпами 50–200% в год и вытесняет с рынка аналоговых операторов.
Изменение потребительского поведения — еще один из вызовов современного грузоперевозчика. Операторам важно не только удовлетворить требования со стороны клиента в более точном сроке поставки груза и оперативном реагировании в случае возникновения проблем, но и научиться работе с фулфилмент-платформами. Ошибки в заполнении личного кабинета, согласно статистике “Деловых Линий”, присутствуют у 44% поставщиков в маркетплейсы, в маркировке — у 42%, а в упаковке — 35%. И это только ключевые проблемы из тех, которые решает логистическая компания.
Организация правильной и качественной логистики для поставщиков в маркетплейсы также стала определенным испытанием. Высокие требования фулфилмент-площадок приводят предпринимателей к необходимости выбирать наиболее эффективный из трех известных вариантов доставки: собственным транспортом, путем найма водителей или сотрудничества с логистической компанией. Несмотря на удобство первых двух вариантов, их использование является достаточно рискованным. В первом случае, поставщику необходимо тратить собственный временной ресурс на изучение постоянно обновляющихся правил маркетплейсов. А, во втором, предприниматель лишается гарантии доставки товара точно в срок, так как взаимодействие с частным водителем строится исключительно на доверии, без страхования груза и уверенности в его доставки в нужный пункт.
Выходом для многих селлеров стало сотрудничество с транспортными компаниями. Спрос на 3PL-доставку вырос на 10-15% минимум и будет увеличиваться. Все больше предпринимателей убеждается в том, что надежный грузоперевозчик обеспечит скорость и регулярность доставки товаров, страхование груза и поддержку селлера. Благодаря комплексному подходу ГК «Деловые Линии» удалось увеличить скорость обработки и доставки товаров, а также уменьшить количество отказов в приемке на складах маркетплейсов в шесть раз. Как следствие, поставщик экономит время и ресурсы, поддерживает динамику роста продаж и выводит бизнес на новые показатели эффективности.
Однако в вопросе сотрудничества с маркетплейсами не все логистические операторы были готовы к постковидному буму электронной коммерции. Многие компании до сих пор переориентируются с палетной доставки в РЦ на адресную доставку по магазинам, обучают водителей клиентоориентированности и вводят метрики оценки удовлетворенности конечного потребителя, увеличивая в том числе затраты на адаптацию к текущим отраслевым инновациям, включая доставку «на последней миле» и внедрение платформенных решений.
Уход иностранных компаний с российского рынка, сокращение количества клиентов и запчастей и расходных материалов — дополнительные факторы турбулентности для отечественных служб доставки. На повестке дня логистов стоит вопрос об использовании новых систем управления и поиске отечественных аналогов для замены продуктов Microsoft и Oracle.
Кроме административных и экономических рисков, нельзя не отметить кадровые. “Молодым людям нужны гаджеты, музыка, творчество, а работа в материальном мире их мало интересует. В нашей отрасли мы, например, это ощущаем по тому, как стало трудно привлекать водителей. Если скоропись, как профессия, начала исчезать, когда появились технологии, заменяющие в этой области человека, то взамен профессии водителя пока ничего не возникло. Беспилотники в грузовом транспорте появятся на российских дорогах через 10-15 лет, а снижение популярности профессии мы ощущаем уже сейчас”, — отмечает генеральный директор “Деловых Линий” Фарид Мадани.
Колосья надежд
Безусловно, экономические и политические перемены, вызванные нестабильной обстановкой на международной арене, способствовали началу преобразований в сфере логистики. Однако сложившаяся ситуация — не повод прекращать развивать бизнес. Период турбулентности, который логистические компании наблюдают сегодня, лишь один из многих этапов в существовании российских логистов, когда предпринимателям необходимо было искать новые возможности для продолжения своей деятельности.
Например, около 5-6 лет назад основной поток грузов шел из Санкт-Петербурга, а потом произошли большие изменения, и он начал перераспределяться. В результате транспортные компании увидели на территории РФ новые центры генерации грузового трафика, которые потребовали перестроения логистики. Сейчас это будет опять повторяться, но уже в более жестких условиях — с ограничением по ресурсам.
Адаптация к изменениям требует решительных мер и высокой скорости внедрения инноваций. Происходящее в стране может стать катализатором для разработки российского программного обеспечения. Однако переориентироваться на новое ПО означает принять и учесть все риски подобной адаптации. В текущей ситуации российским логистическим компаниям особенно важно преодолеть страх перемен и начать разработку антикризисной стратегии, к основным задачам которой следует отнести выстраивание эффективной коммуникации с покупателями и сотрудниками, борьбу с кибератаками, поиск аналогов для программных решений и сервисов, пересмотр цепочек поставок и алгоритмов логистики, а также создание альтернативных продуктов в области FinTech.
Грамотная переориентация цепочек поставок приведет к увеличению поставок и росту прибыли. Например, в ГК “Деловые Линии” спрос на доставку грузов из азиатских стран вырос вдвое. Но для такого результата компании пришлось оперативно реагировать на новые и непредвиденные вводные. “Мы достаточно быстро построили новые логистические цепочки в страны ближнего востока, а большинство рыночных изменений наша компания уже давно сначала отыгрывает на виртуальных математических моделях и лишь потом внедряет в реальную бизнес-практику”, — отмечает Фарид Мадани.
Перемены являются неотъемлемой частью бизнес-процессов, и от того насколько быстро отечественным логистическим компаниям удастся решить возникающие трудности, зависит развитие не только частных служб доставки, но и отрасли в целом. Чтобы не утратить показатели эффективности в эпоху перемен, многим предпринимателям следует не бояться, а наоборот воспринимать сложившуюся ситуацию как возможность проявить управленческие и организационные навыки.
В 2022 году экономические и политические перемены, вызванные нестабильной обстановкой на международной арене, способствовали началу преобразований в сфере логистики. Но, несмотря на кризисные явления, отвергать новые возможности логистические операторы не собираются, используя эту ситуацию для модернизации сферы и внедрения новых механик работы.
Поле проблем
После пандемии и связанного с ней спада спроса на доставку многие эксперты строили позитивные прогнозы дальнейшего роста отрасли. К тому моменту объем грузоперевозок вырос на 8,03 млрд тонн по сравнению с данными 2020 года, и предположения тогда казались правдивыми. Однако уже к апрелю 2021 аналитикам пришлось изменить свою точку зрения. Масштабные отраслевые тренды, набрав свою популярность к весне, стали для логистов настоящим вызовом и потребовали усилий для оптимизации и перестройки бизнес-процессов.
Развитие e-commerce, показатели по которому за последние четыре месяца 2022 года выросли на 50%, привели компании к необходимости ускорить цифровизацию услуг, а это означает найти ресурсы, вложить их в новые технологии, адаптировать сотрудников, а также постоянно модернизировать уже внедренные инструменты. Сегодня от качества IT-технологий зависит от 20 до 30% успеха службы доставки, а так называемая цифровая экспедиция растет с темпами 50–200% в год и вытесняет с рынка аналоговых операторов.
Изменение потребительского поведения — еще один из вызовов современного грузоперевозчика. Операторам важно не только удовлетворить требования со стороны клиента в более точном сроке поставки груза и оперативном реагировании в случае возникновения проблем, но и научиться работе с фулфилмент-платформами. Ошибки в заполнении личного кабинета, согласно статистике “Деловых Линий”, присутствуют у 44% поставщиков в маркетплейсы, в маркировке — у 42%, а в упаковке — 35%. И это только ключевые проблемы из тех, которые решает логистическая компания.
Организация правильной и качественной логистики для поставщиков в маркетплейсы также стала определенным испытанием. Высокие требования фулфилмент-площадок приводят предпринимателей к необходимости выбирать наиболее эффективный из трех известных вариантов доставки: собственным транспортом, путем найма водителей или сотрудничества с логистической компанией. Несмотря на удобство первых двух вариантов, их использование является достаточно рискованным. В первом случае, поставщику необходимо тратить собственный временной ресурс на изучение постоянно обновляющихся правил маркетплейсов. А, во втором, предприниматель лишается гарантии доставки товара точно в срок, так как взаимодействие с частным водителем строится исключительно на доверии, без страхования груза и уверенности в его доставки в нужный пункт.
Выходом для многих селлеров стало сотрудничество с транспортными компаниями. Спрос на 3PL-доставку вырос на 10-15% минимум и будет увеличиваться. Все больше предпринимателей убеждается в том, что надежный грузоперевозчик обеспечит скорость и регулярность доставки товаров, страхование груза и поддержку селлера. Благодаря комплексному подходу ГК «Деловые Линии» удалось увеличить скорость обработки и доставки товаров, а также уменьшить количество отказов в приемке на складах маркетплейсов в шесть раз. Как следствие, поставщик экономит время и ресурсы, поддерживает динамику роста продаж и выводит бизнес на новые показатели эффективности.
Однако в вопросе сотрудничества с маркетплейсами не все логистические операторы были готовы к постковидному буму электронной коммерции. Многие компании до сих пор переориентируются с палетной доставки в РЦ на адресную доставку по магазинам, обучают водителей клиентоориентированности и вводят метрики оценки удовлетворенности конечного потребителя, увеличивая в том числе затраты на адаптацию к текущим отраслевым инновациям, включая доставку «на последней миле» и внедрение платформенных решений.
Уход иностранных компаний с российского рынка, сокращение количества клиентов и запчастей и расходных материалов — дополнительные факторы турбулентности для отечественных служб доставки. На повестке дня логистов стоит вопрос об использовании новых систем управления и поиске отечественных аналогов для замены продуктов Microsoft и Oracle.
Кроме административных и экономических рисков, нельзя не отметить кадровые. “Молодым людям нужны гаджеты, музыка, творчество, а работа в материальном мире их мало интересует. В нашей отрасли мы, например, это ощущаем по тому, как стало трудно привлекать водителей. Если скоропись, как профессия, начала исчезать, когда появились технологии, заменяющие в этой области человека, то взамен профессии водителя пока ничего не возникло. Беспилотники в грузовом транспорте появятся на российских дорогах через 10-15 лет, а снижение популярности профессии мы ощущаем уже сейчас”, — отмечает генеральный директор “Деловых Линий” Фарид Мадани.
Колосья надежд
Безусловно, экономические и политические перемены, вызванные нестабильной обстановкой на международной арене, способствовали началу преобразований в сфере логистики. Однако сложившаяся ситуация — не повод прекращать развивать бизнес. Период турбулентности, который логистические компании наблюдают сегодня, лишь один из многих этапов в существовании российских логистов, когда предпринимателям необходимо было искать новые возможности для продолжения своей деятельности.
Например, около 5-6 лет назад основной поток грузов шел из Санкт-Петербурга, а потом произошли большие изменения, и он начал перераспределяться. В результате транспортные компании увидели на территории РФ новые центры генерации грузового трафика, которые потребовали перестроения логистики. Сейчас это будет опять повторяться, но уже в более жестких условиях — с ограничением по ресурсам.
Адаптация к изменениям требует решительных мер и высокой скорости внедрения инноваций. Происходящее в стране может стать катализатором для разработки российского программного обеспечения. Однако переориентироваться на новое ПО означает принять и учесть все риски подобной адаптации. В текущей ситуации российским логистическим компаниям особенно важно преодолеть страх перемен и начать разработку антикризисной стратегии, к основным задачам которой следует отнести выстраивание эффективной коммуникации с покупателями и сотрудниками, борьбу с кибератаками, поиск аналогов для программных решений и сервисов, пересмотр цепочек поставок и алгоритмов логистики, а также создание альтернативных продуктов в области FinTech.
Грамотная переориентация цепочек поставок приведет к увеличению поставок и росту прибыли. Например, в ГК “Деловые Линии” спрос на доставку грузов из азиатских стран вырос вдвое. Но для такого результата компании пришлось оперативно реагировать на новые и непредвиденные вводные. “Мы достаточно быстро построили новые логистические цепочки в страны ближнего востока, а большинство рыночных изменений наша компания уже давно сначала отыгрывает на виртуальных математических моделях и лишь потом внедряет в реальную бизнес-практику”, — отмечает Фарид Мадани.
Перемены являются неотъемлемой частью бизнес-процессов, и от того насколько быстро отечественным логистическим компаниям удастся решить возникающие трудности, зависит развитие не только частных служб доставки, но и отрасли в целом. Чтобы не утратить показатели эффективности в эпоху перемен, многим предпринимателям следует не бояться, а наоборот воспринимать сложившуюся ситуацию как возможность проявить управленческие и организационные навыки.